"Довлатов в анекдотах"
«Мне тридцать шесть лет. Восемнадцать из них я работаю.
И в результате, один чемодан.
Выходит, я нищий? Как же так получилось??»
Сегодня расскажу вам историю о том, как я наконец-то открыла свой личный театральный сезон. Любовь моя к театру просто безгранична, готова говорить о своих походах бесконечно, вот только хожу я почти всегда одна, так уж “исторически” сложилось. Терпеть не могу, когда мне потом недовольно высказывают, что что-то не понравилось – потому и советовать что-либо стараюсь редко и кино смотрю одна, книги ищу себе сама и в театры вот тоже чаще всего хожу в гордом одиночестве.
Есть у меня и мой любимый театр, театр “своеобразны”, театр – не поклонник “театра с кринолинами”, за что очень часто бывает осужден в соц сетях и театральных газетах. Но нет, они не ставят унитазы на сцену или делают что-то из ряда вон….просто есть там парочка молодых режиссеров, которые “освежают” театр, делают его более реальным. Например, для 2-3 спектаклей есть совершенно “живые декорации” – т.е. настоящие жилые помещения, например, есть кухня, где настоящие кухонные гарнитуры, с реально подключенной водой и многое другое. Осовремененная классика там обыгрывается вне пространства и времени, берется суть и сюжет и раскрывается на уровне, совершенно не прикладном, например, Онегин с сигаретами и “видео-письмами”, Гедда Габлер с флешкой и iPad’ом и многое другое. Я могу говорить много и долго, но зачем вас утомлять? Расскажу о сегодня, сегодня было нечто не такое вызывающее, нечто более умеренное.
Ходила я сегодня на постановку “Довлатов. Анекдоты”. Это была некая смесь из картин жизни и картин произведений писателя. Знаете, с этой личностью я была знакома на уровне пары фактов его биографии и пары рассказов, никогда не была им увлечена, но после сегодня очень захотелось прочесть что-то ещё. Никогда не сидела дальше 10го ряда, всегда мне очень интересно вблизи наблюдать за мимикой, за эмоциями и т.д. Но, по забывчивости распространительницы, достался мне билет на 14 ряд. Забавно, но я была ей благодарна, потому что для спектакля был выставлен “подиум” в проход, который доходил почти до 10го ряда, если бы я сидела на своем любимом 1-2-3 ряду, то пришлось бы “разминать шею”, чтобы не пропустить действо на этом подиуме. Декорации, как всегда, были вне времени и пространства – помещение, обитое деревянными досками, но, то тут, то там все время открывались какие-то двери или окошки, которых с первого взгляда-то и не увидишь.
Все действо было разделено на 3 части, образно я назвала их “становление”, “перелом”, “конец”. В “становлении” весь зал просто надрывал животы. Начинается оно, как ни странно, с анекдотов, которые Довлатов (по спектаклю Долматов) рассказывает, остановившему его, милиционеру. Далее кадры из его работы в эстонском издательстве, советской газете, нам ярко освещают тот факт, что он был любимцем женщин (да ещё каким!), дают прочувствовать остроту его языка и совершенное своевольство. Долматов рассказывает нам о своей службе в “охране колоний”, рассказ венчается “театром в театре” – ставят спектакль про товарища Ленина, Дзержинского и молодого чекиста Тимку с его женой Полей, про верность идее и “непрогибаемость” под развратный капитализм. Этот спектакль становится переходом между “становлением” и “переломом”.
“Перелом” начинается с допроса. Долматов сидит на стуле лицом к сцене, сидит на подиуме среди вас, а в лицо ему светит лампа – этот прием сажает вас на его место, вы ощущаете все вместе с ним. При обыске квартиры одного “подозрительного” типа, находят рукопись “Зоны”, верстка книги рассказов Долматова остановилась, в печати отказано. Мы видим полный разгром писателя в издательстве, осуждение и непонимание, милиционер уже не смеется над анекдотами, он нещадно бьет его ногой в живот. Картина сменяется на Михайловское, наш Долматов перебивается работой экскурсовода, водит “скучающих туристов” по Пушкинскому заповеднику. Пушкин вообще всегда находится где-то рядом, он в ногу шагает с сюжетом и Долматовым, что является зеркальным отражением реальности – Довлатов и Пушкин были неразлучны и “в жизни”, и в произведениях. Нам показывают первую жену писателя, она умоляет его уехать, спастись, не бросать её и дочь, но все тщетно.
– “Кому я нужен там со своими рассказами?”
— “А кому ты нужен здесь?”
— “Всем. Моему читателю, только…….он пока об этом не знает”
“Конец” – жизнь в Америке. Обстоятельства вынуждают его все-таки бросить горячо любимую родину. Популярность и признание там, но душевные страдания внутри. Много знаков вокруг, например, гигантская голова Ленина сменяется на не менее гигантскую голову Микки-Мауса, глаза которого закрашиваются красным и краска бежит вниз, подобно кровавым слезам. “Столичная” сменяется “стекляшкой” Колы и “Джеком” и т.д. В момент отчаяния входит Пушкин и играет джаз, даже тут он не оставил, он все ещё пытается спасти свою душу…… но, его невыносимую грусть и отчаяние, мы видим по постановке “Встретились, поговорили…”. Головкер = Долматов, но, если Головкер “выбрал свободу”, то за Долматова это решение приняли. Заканчивается все телефонным разговором с дочерью Машей, которой “некогда говорить потому, что дорого и гости пришли”, но он отчаянно пытается убедить её в беззаветной любви. Занавес.
Весь спектакль Долматов пьет, искрометно шутит, никогда не перестает быть собой. Действо наполнено колкостями в адрес “совка”, высказываниями в адрес вождей, ну и не обошлось и без юмора в адрес современного законодательства. Актеры –это нечто бесподобное, обожаю трупу этого театра. Главная роль – мой самый любимы актер, который раз убеждаюсь в его гениальности. Веришь каждому слову и жесту, если он пьет, то пьянеет на глазах, если читает стихи, то видишь неподдельные эмоции, если он страдает, то ты страдаешь вместе с ним, от начала и до последнего слова.
Мой вечер прошел просто великолепно, настоятельно советую новосибирцам посетить этот замечательный спектакль.
Ваша театралка Шах и Мат.
P.S. Я многое упустила, но много просто не передать словами...
Ой, как бы хотелось попасть на что-то такое! Я никогда не бывала в подобных театрах. Не думаю, что полюбила бы классику в таких постановках, но вот современное, с удовольствием бы посмотрела! спасибо тебе за такой подробный рассказ!
А я вот наоборот очень люблю, я не противник классики — я люблю и классические постановки, но мне интересно и такое смотреть)
Спасибо за прочтение
Я не уверна что мне не стало бы интересно
Не могу этого утверждать. Унитазы на сцене, и тому подобное не приемлю, это уж точно
Ну, пока не посмотришь — не узнаешь, это факт)))
Я же написала, что вот унитазов у них нет как раз)
Да, я поняла, что нет!
Ну я так, на всякий случай)))
Очень интересно!!! Как же давно я не была в театре!!! Только сегодня думала, что пора детей вывести в свет. А постановка, действительно, оригинальная!!! И рассказано здорово, словно и я поприсутствовала на кусочке спектакля.
Обязательно идите! Меня мама с детства приучила к театру, теперь я её чаще всего вытаскиваю куда-то
Спасибо на добром слове
, а постановка невероятно классная получилась)))
Обязательно пойдём… Помню, Деня ревел в театре (этомы ещё в Кишинёве жили)))) ...
Ути, божечки)))) Хотя, помню, смотрела я один спектакль и тоже чуть не прослезилась, но сдержалась — я же «железная леди»
Помню, на одном спектакле заметила его режиссёо-постановщик и провела нас за кулисы, в гримёрку, в мастерские, там где бутафория вся хранится… Это был настоящий праздник… для меня!!
Кстати, надо спросить, помнит ли Деня об этом..
Вот это здорово!))) Безумно интересно было наверняка?)))
Вот этот «мой» театр пару раз проводил экскурсии в «закулисье», но это дело платное и ночное, поэтому денег и возможности не было( Но в следующий раз, надеюсь, что попаду)) Хотя, один раз я была у них в костюмерной, мне давали платье на Пушкинский бал))
Тут подумала — тоже надо пореветь на паре спктаклей, чтобы сердце режиссёра дрогнуло)))) Ну это шутка. конечно))))) О, как бы я хотела взглянуть на это платье!!!
аххаха))) Это да.
Один раз в том году сидела на спектакле, сидела на крайнем месте, после третьего звонка внезапно рядом на «откидное» место садится парень лет 27ми вджинсах и кофте, периодически в телефон лазил и что-то писал. Я ещё полумала — вот наглый и не внимательный, жуть, чуть замечание не сделала. А потом при свете увидела — оказалось, что это режиссер постановки 
У меня вк не очень удачные фото, а других на этом буке нет. Потом, если скину, то покажу. Ну там ничего грандиозного, да и я там толстушка совсем))))
Здорово!!
Спасибо))
Довлатов — мой любимый автор. Как увидела заглавие твоего поста, сразу кинулась читать. Отличная рецензия получилась. Видно, что спектакль классный и тебе на самом деле понравился. А мне сразу захотелось четырехтомник его перечитать
Ну вот, рада, что тебя порадовала))))
Спектаклю невероятный, очень жаль, что хотя бы видео нет( А мне вот захотелось что-то у него почитать ещё, например, Заповедник тот же)
Ой, у него всё можно и нужно читать! Он прекрасен!
Не сомневаюсь, раз ты говоришь))))
Интересная постановка!
Безумно интересная)))
По описанию захотелось посомтреть. Не знаешь, в интернете не получится найти постановку?)
з.ы. Ой, а я и не знала, что ты не любишь антирекомендации) Тогда за «Дом..» извиняюсь)
Вот я пыталась найти, нет( Их не снимают, есть пара спектаклей на дисках в театре (на продажу естественно), но там они прям готовились к съемкам, специально все делали. А просто так никто их не снимает( Приезжай в гости и смотри, у нас его, думаю, ещё несколько лет не снимут с репертуара.
Да нет, не антирекоммендации, а когда люди, например, напрашиваются со мной или я нахвалю что-нибудь, а они прочитают или посмотрят, а потом начинается.......«вот, зря только время потратили, да что за фигню ты посоветовала?» и т.д.)
Кто бы пригласил ещё
Интересно, что в интернете нет роликов. Поискала записи спектаклей Нижегородского основного театра, тоже ничего не нашла кроме маленькиъ фрагментов. Странно, что театры не заинтересованы в такого рода рекламе. Хотя, наверное, их нельзя под одну грибёнку чесать с остальным; видимо, театр иначе привлекает посетителей.
То есть тебе обидно, что человек не разделил твоё чувство при чтении? (просмотре спектакля и т.д.)
Я уже говорила и Карне и No, что как съеду в отдельные хоромы, так сразу милости прошу)))
Вот вот, инстаграмные ролики есть и все. Они заинтересованы в том, чтобы к ним ходили, а так все смотреть будут и все) Театр да, хотя есть же записи московских всяких спектаклей, странно))))
Да ладно бы он не разделил, они же мне претензии высказывают, что Я же посоветовала, а им не понравилось. Меня вот это бесит, ну не понравилось и ладно — вкусы же разные, а так, увольте...