“…World was on fire and no one could save me but you.
Strange what desire will make foolish people do.
And I never dreamed that I'd meet somebody like you,
And I never dreamed that I'd lose somebody like you…”
Сегодня закончился наш театрально-насыщенный апрель. Закончился он театром, в котором я не была еще со школы, класса эдак с 10, то-то меня в последнее время часто относит в тот возраст. В общем, в начале марта я об этом подумала, да и взяла билетики на конец апреля, все логично. Театр под говорящим названием “Старый дом”, а дом то и правда старый и немного даже напоминает мне почему-то храм, а внутри келью. Он очень лаконичный и маленький внутри – шаг вправо, шаг влево и упрешься в стенку. Театр не имеет бюджет на какие-то супер декорации или особенные эффекты, потому большинство спектаклей, а вернее все, что я помню, держатся именно на актерах, что особенно ценно.
Меня очень интригует такой вид спектаклей, когда в зал можно проходить, а на сцене уже идет какое-то действие, нет, ни когда ты опоздал, и все уже началось, а когда зал встречает тебя не пустой безликой сценой, а когда там якобы уже есть “жизнь”. Например, мы вошли, а якобы ведущий бегает по сцене, периодически выходит женщина “главный режиссер” и что-то обсуждает с ведущим, съемочная группа драит полы, а так же шатается и толкает философские речи какой-то подбуханный мужчина, как потом оказывается – священник. Я на самом деле и до этого была очень долго в предвкушении, потому что очень уж хотелось мне в этот театр, а еще и мама так нахвалила фильм “их молодости”, что вообще было очень тяжело сдерживать себя от просмотра до спектакля, короче пятая точка чесалась знатно. И вот, третий звонок, гаснет свет, шоу начинается…
Все позиционировалось, а потому и началось, как реалити-dance-шоу. Вышел ведущий, начал издавать кучу громких звуков и криков, в центральный проход набилась битком куча участников, которым предложено было заполнить анкету, не толпиться и не лезть без очереди. Последнее было обращено к одному конкретному парню, на этих словах Акс повернулась ко мне и шепнула: “Он передо мной в театр зашел, тоже без очереди, между прочим, пролез”. Спектакль вообще велся в 4D, а иногда, когда на нас в первом ряду попадали капельки воды, и 5D формате, потому как, повторюсь, театр невероятно мал, зал тоже, пользуют место на все возможные 100%, а у вас возникает эффект присутствия. В общем, анкеты заполнены, участники прошли на сцену для объяснения правил и подготовки, перед сценой осталась одна девушка, которая все бегает туда-сюда, у неё нет пары. В последний момент она выхватывает парня из толпы и тоже забегает на сцену за секунды до начала dance-марафона. Чтобы было понятно, что происходит, процитирую немного:
“Танцевальные марафоны возникли в начале 1920-х годов как невинное увлечение, наряду с конкурсами на самое большое количество съеденных пирогов. Марафоны были нескончаемы, они длились неделями, месяцами, танцевать нужно было круглосуточно. В течение первых 100 часов участникам обчно позволялось отдыхать 15 минут каждые 2 часа, иногда также был включен 2х часовой сон. В течение следующих 100 часов давалось 15 минут каждые 3 часа и так далее. Есть позволялось только в танце. Часто организаторы нанимали подставные пары, которые устраивали драки. Дополнительно от участников могли потребовать спеть песню, не прекращая танцевать естественно. Иногда участники умирали на танцопле. Часто танцоры начинали галлюцинировать, что тоже развлекало публику. К концу 1930-х годов марафоны были запрещены, но их продолжали проводить вплоть до Второй мировой войны.”
Теперь переносимся в ангар, вот на такой марафон. Ведущий активно представляет участников, все радуются и танцуют, зрители попивают пиво в баре на втором этаже и наблюдают, участники устраивают внутренние флэшмобы, и надеются на выигрыш в 10000 американских долларов. Ведущий не устает повторять, что участником обеспечено 7миразовый прием пищи, отдых каждые 2 часа по 10 минут, врач в случае необходимости, и недолгий сон. Однако же, как мы можем предполагать, все это красивые слова.
По ходу действа мы знакомимся с героями – есть тут и бывалая пара, которая участвует уже 13 раз, их свадьба была построена во время такого же марафона ради подарков, собранных аж на 1,5 тысячи долларов, а сейчас руди танцует беременная. Есть маленькая 15летняя Мэнски, которую потрахивает ведущий Рокки. Есть “профессиональная актриса” Элис Леблан (которую тоже потрахивает Рокки) и влюбленный в неё тореро Ортега. Есть сбежавший из под стражи убийца Марио Петрони, есть Матти, чья слава шлюхи распространяется по всем побережью, с которой даже женщины боятся ходить в один туалет, есть фермер, есть моряк-ветеран. Каждого из этих героев мы раскрываем по ходу пьесы. Главные герои – Глория Битти, подающая надежды актриса, которая мечтает о кино, и Роберт Сайвертин, будущий режиссер, который вообще планировал снимать кино и вообще мимокрокодил, но волей случая попал под загребущую руку Глории.
Они все танцуют, изнемогая с каждым днем. В течении всех 35-40 дней, что они там пробыли – актрису заставляли читать монологи, маленькая Мэнски пела, они устраивали показательные выступления и пытались заработать себе спонсора. Спустя несколько дней, добавились дополнительные условия, например, бег с препятствиями, пряжки, через крутящуюся по полу цепь (вот тут мы отложили кирпичей, ибо было ощущение, что эта толстая цепь сейчас прилетит в глаз). Так же накладываются межличностные отношения участников, например, Глория уговаривает Руби делать аборт, так как считает их состояние недостаточным для воспитания ребенка. Участники падают в обморок, впадают в сумасшествие, за убийцей приходит полиция, пары разбиваются, и у них есть только 24 часа, чтобы разбить чью-то другую и найти себе партнера. Маленькая Мэнски подвергается насилию над своей игрушкой и “уходит, зовя мамочку”, у ветерана останавливается сердце. Диалоги со зрителями – все дается обрывками, кусками одного целого.
Все время, проведенное там, Роберту приходят кадры из задуманного им фильма про пророка Иону, как он попадает на корабль, как попадает к киту в желудок, как выходит. История накладывается на реальность….так же эта история с Ионой находит отклик в лице того самого пьяницы-священника, который периодически появляется.
Реалити-шоу должно накаляться – Глории и Роберту предлагают играть свадьбу на публику, но они отказываются, зато охотно соглашаются на это два других парня. На сцене со свадьбой у меня была дикая истерика от того, как это поставили – это было и грустно и смешно, гротеск – великий и ужасный. На свадьбе тореро не выдерживает сжигающего чувства ревности к своей возлюбленной Леблан и стреляет в неё из револьвера.
Шоу, которое до этого пыталась уже прикрыть ассоциация матерей, теперь уже окончательно закрывают. Женщина режиссер извиняется перед всеми, сообщает, что они еще могут переночевать в ангаре, а утром забрать компенсацию, за потраченное время и уйти. Глория и Роберт выходят на улицу, вдыхают воздух в легкие, смотрят на солнце, слышат “шум жизни” и……тут приходит полное не понимание, что делать дальше. Вернее, Роберт стремиться, у него есть мечта, а Глория попадает в прострацию…
Один полицейский сидел со мной сзади, другой вел машину. Ехали мы очень быстро, с включенной сиреной. Точно такой же сиреной, как та, которой нас будили на танцевальном марафоне.
“— Почему ты ее убил? — спросил полицейский, сидевший на заднем сиденье.
— Она меня попросила, — ответил я.
— Эй, Бен, ты слышишь?
— Какой услужливый мерзавец, а? — бросил тот через плечо.
— И никаких других причин не было? — снова спросил полицейский.
— Но ведь загнанных лошадей пристреливают не правда ли? — сказал я.”
Да, это конец-цитата из книги, потому как конец спектакля я бы не передала вот так же словами.
Я много не смогла рассказать, потому что это нужно видеть, нужно слышать подобранную музыку, видеть восхитительно поставленные танцы, режиссерские находки, полное отсутствие костюмов, замененных на телесного цвета комбинезоны и все прочее, что видела я. Спектакль, да и само произведение очень сильное. Я понимаю, что кое-что было изменено. После спектакля у нас возникло стойкое желание прочитать и посмотреть фильм. Сейчас, когда я переосмысливаю то, что увидела, то понимаю, что буду плакать в конце фильма, а на протяжении спектакля меня очень цепко держали в напряжении, в кулак сжали в самом прямом смысле – эмоции накалены до предела. Мама была права, мне напоминает это “кукушкино гнездо”, людям про людей, я рада, что познакомилась с этим произведением, надеюсь в него углубиться.
Ваша театралка Шах и Мат.